вторник, 12 января 2021 г.

Что представляют собой логопедические технологии?

  Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии.

Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение).

В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

Кроме этого в коррекционно-развивающий процесс, активно внедряются мультимедийные средства коррекции и развития, БОС технологии.

Технология логопедического обследования

Цель логопедического обследования:

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап,

2) дифференцировочный этап,

3) основной,

4) заключительный (уточняющий этап).

Обследование звукопроизношения

Проверяются следующие группы звуков:

1) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

2) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

3) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

4) глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’;

5) мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ, а также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

1) отсутствие звука,

2) искажение звука,

3) замена звука,

4) смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата

1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

2. Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

3. Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой.

4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

1. Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

2. Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет).

3. Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

4. Частота речевого дыхания (нормальное, учащённое, замедленное).

5. Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).

Обследование голосовой функции

1. Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий).

2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой и др.).

3. Атака голоса (мягкая, твёрдая, придыхательная).

4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Обследование просодической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный).

2. Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).

3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Обследование фонематического восприятия

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.

2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).

3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах(различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).

4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).

5. Запоминание звуковых рядов.

Обследование понимания слов

1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком.

2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка.

3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях. Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу». (А.Р. Лурия).

4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» – ребенок должен показать соответствующую картинку.

5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы.

2) Подобрать к названию целого название его части.

3) Подобрать к названию общего понятия частного.

4) Подобрать названия предметов по их действиям.

5) Подобрать слова, противоположные по значению.

6) Закончить предложение.

7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);

9) Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев.



Обследование понимания предложений

1. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

2. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

а) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ;

б) «Покажи ключом карандаш»;

в) «Покажи ключ карандашом».

3. Изучение понимания логико-грамматических отношений.

Обследование понимания грамматических форм

1. Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.

2. Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии.

3. Исследование понимания значения предлогов.

Обследования лексического запаса

1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам,

2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов,

3. Называние обобщённых слов в группе однородных предметов.

4. Приёмы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

а) самостоятельное составление предложения с заданным словом;

б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению;

в) корректирование ошибочных слов в предложении.

5. Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным.

Обследование грамматического строя языка

Обследование навыков построения предложения,

Обследование грамматических изменений слов в предложении,

Обследование грамматического оформления на морфологическом уровне.

Обследование связной речи

Используются следующие приёмы:

1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

Технологии коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

1. Подготовительный этап

1) Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2) Формирование направленной воздушной струи.

3) Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,

мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4) Развитие фонематических процессов.

5) Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

А) Постановка звука.

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

Б) Автоматизация звука.

В) Дифференциация звука.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

– фонематические представления.

3) Прием связи звука и буквы.




Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования технологий, которые максимально помогут положительно повлиять на процесс обучения и развития ребенка, на разных этапах его развития. Многие логопеды активно используют в своей работе следующие технологии: различные виды логопедического массажа, суджок-терапия (семянотерапия), гимнастика Стрельниковой, фитотерапия, компьютерные технологии и многие другие.

Конечно, эти технологии нельзя применять как самостоятельные, но совместно с традиционными логопедическими технологиями помогают найти к каждому ребенку подход, настроить, мотивировать его на занятия, а значит они ведут к скорейшему выздоровлению.


Комментариев нет:

Отправить комментарий